Получите скидку 30% — введите промокод OPENING на странице корзины

Здравствуйте!

Мы рады приветствовать вас в нашем интернет-магазине и дарим купон на скидку! Вы можете использовать его, введя в поле "Промокод" на странице корзины:

30%
OPENING
^
Росмэн > Новости > Издательство > Любовь к чтению — генетика или привычка?

Любовь к чтению — генетика или привычка?

Поделиться:
271.pngВстреча состоялась в рамках дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга» и была приурочена к предстоящей Всемирной неделе детской книги. Среди экспертов, которые приняли участие в обсуждении, были заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ Алексей Копейкин, гендиректор издательства «Росмэн» и председатель  жюри конкурса «Новая детская книга» Борис Кузнецов, писатель Ая Эн, члены жюри конкурса «Новая детская книга» психолог и педагог Екатерина Асонова и директор по проектам издательства «Росмэн» Елена Широнина и другие.

В ходе дискуссии обсуждались различные аспекты детского чтения, от цен на детские книги до вопроса о наличии особого «гена чтения». Эксперты также говорили о засилье классики в детских отделах книжных, а также о проблемах коммуникации с подростками, готовых, впрочем, обсуждать книги, но в привычном для них интернет пространстве и в социальных сетях.

Журналист Ольга Северская открыла дискуссию, задав вопрос всем участникам, является ли чтение некоей генетической предрасположенностью, или это результат воздействия социальной среды. Она напомнила, что согласно недавнему онлайн- опросу издательства «Росмэн», подавляющее большинство респондентов высказались за то, чтобы их дети читали, а в качестве главных стимулов детского чтения лидировали такие ответы, как «пример родителей» - 97% и «систематическое чтение» - 76% опрошенных. При этом  41% респондентов призналось, что считают любовь к чтению уникальной предрасположенностью конкретного ребенка.

  Гендиректор издательства «Росмэн»  Борис Кузнецов не считает любовь к чтению врожденной. «Я убежден, что привычка детей к чтению это социальная функция и зависит от родителей. Для сравнения, в  конце 70-х годов ХХ века в России  80% родителей читали детям книги вслух, а в 2007  – всего 7%», - пояснил он.

С ним согласилась и Елена Широнина, директор по проектам «Росмэн». По ее мнению, чтение – это навык, а желание и умение читать воспитываются. Причем речь идет об осмысленном чтении, умении вступать в диалог с книгой. «Привычка к чтению формируется, и делать это должны взрослые».

Иную позицию в отношении формирования у ребенка привычки читать занял главный редактор портала «БиблиоГид» и сотрудник РГДБ Алексей Копейкин. Он пояснил, что излишнее рвение родителей, которые изо всех сил стремятся мотивировать ребенка, часто приводит к противоположным результатам. Кроме того, дети нередко начинают инстинктивно избегать чтения, потому что занятые родители, чтобы отвязаться от отпрыска, суют ему в руки книгу.

«Ребенок не понимает, что такое «источник знаний», а планшет с картинками и играми ему понятен и любопытен. Не приучать надо, а  зацепить любопытством, дать понять, что чтение – удовольствие. Думаю, все другие способы нерезультативны», – сказал он.

Психолог и педагог Екатерина Асонова уверена в наличии или отсутствии у ребенка врожденной потребности к чтению.

«Кому-то это дано, кому-то нет. Но учить читать  надо, нужны  методики  и технологии, нужна читательская среда. Хотя у каждого свои возможности и свой потолок. У книги много функций: это и  убежище, где можно спрятаться, и то, что может дать ответы на  вопросы, и  терапевтический ресурс, но не факт, что книга нужна всем», – считает Асонова. 

Вторая часть дискуссии была посвящена проблеме контента, или тому, какую литературу стоит рекомендовать современному ребенку.

Согласно опросу «Росмэн» на пути формирования любви к чтению стоят такие факторы, как «низкое качество преподавания литературы в школе» и «большая загруженность школьной программой», а также отсутствие «интересных книг и авторов».

Борис Кузнецов, рассуждая о том, какие книги родители предлагают детям, сказал, что наша «беда» – сильная детская классика. «Топ-10 самых покупаемых детских книг - классики, из ныне живущих писателей в этот список вошел только Андрей Усачев. Над родителями довлеет долг познакомить ребенка с классикой, приобщить к Пушкину, и не важно, готов ли ребенок к освоению Пушкина», - сказал он.

С ним согласился и Алексей Копейкин, который посоветовал родителям соблюдать баланс между классикой и современной литературой. «Современный писатель понятнее ребенку. Я считаю, что родителям стоит отпускать детей, не навязывать им свои рекомендации», – добавил Копейкин.

Впрочем, по словам экспертов, новая литература, хоть и медленно, но увеличивает  оборот. Но и тут есть перекос: издатели предпочитают выпускать зарубежных авторов, так как наличие раскрученного имени, готовый дизайн и иллюстрации, а также гранты, которые выделяются многими странами на поддержку своей литературы, значительно снижают издательские риски.

В то же время российские читатели по-прежнему предпочитают для своих детей отечественную классику, к которой причисляют и многие авторские версии зарубежных бестселлеров. Например, книги Бориса Заходера про Винни Пуха пользуются значительно большей популярностью, чем оригинальный перевод книги А. Милна. 

В заключение дискуссии ее участники наметили наиболее действенные пути коммуникации с маленьким читателем. Писатель Ая Эн рассказала, как активно юные читатели обсуждали между собой ее произведение «Библия в SMSках», как в течение месяца заваливали ее письмами ВКонтакте,  уговаривали принять участие в онлайн-играх. По словам писателя, это общение натолкнуло ее на множество интересных идей, в том числе создания компьютерной игры «библио-ферма». Другой пример удачного продвижения – серия-бестселлер «Часодеи», которая во многом своим успехом обязана именно сетевой открытости автора Натальи Щербы для читателей и активности самих читателей, создавших на сегодняшний день уже более тысячи фан-групп в социальных сетях.

В конце дискуссии руководство издательства  «Росмэн» заявило о намерении организовать конференцию, которая была бы посвящена продвижению детской книги, и современных методов коммуникации с детской аудиторией.

IMG_2588.JPG